М. А. Кустова
Иркутский государственный университет
Первое десятилетие XIX в. являлось единственным фрагментом в истории Российского государства, когда страна оказалась перед выбором: пойти по пути наименьшего сопротивления и оставить абсолютную монархию, которая, безусловно, тормозила развитие Российской империи; либо выбрать буржуазный путь, по которому шло большинство стран западной Европы.
Этот этап правления молодого императора Александра I, который, по отзывам современников, являлся приверженцем либерализма, тесно связан с деятельностью блестящего государственного деятеля М. М. Сперанского. Михаилу Михайловичу было поручено разработать план генеральной политической реформы, который автор назвал «Введение к уложению государственных законов».
Во время разработки «Введения к уложению государственных законов» Александр Павлович несколько раз в неделю беседовал со Сперанским, и на этой почве они очень сильно сблизились. В этот период времени Михаил Михайлович фактически становится втором человеком в империи после самого Александра I.
«Введение к уложению государственных законов» [3] было написано М. М. Сперанским осенью 1809 г. Основой для него послужила действовавшая на территории Франции Конституция. «Кодекс Наполеона 1804 года» [1] обеспечивал гражданские права и, в первую очередь, предусматривал, равенство всех сословий перед законом. По этому уложению должен был составляться нормативно-правовой акт Российской империи.
Во «Введении к уложению государственных законов» (права гражданские общие, п. 3) отношение к приобретению собственности схоже с «Кодексом Наполеона» (ст. 544), так как оба законодательных акта утверждают, что любой гражданин страны может приобретать недвижимое и движимое имущество и владеть им в рамках законодательства (ст. 537).
Сперанский делил общество на основании различия прав (прав гражданских, прав политических, частных гражданских прав). Под политическими правами подразумевается участие в политической жизни государства, под гражданскими правами – свобода личности, под частными гражданскими правами – право на приобретение недвижимой собственности. Дворянское сословие имело все права (однако это зависело от наличия собственности), купечество – все права, за исключением частных гражданских, а рабочий народ имел только гражданские права.
Во главе государственного устройства должен был находиться монарх, при нем должен был быть совещательный орган – Государственный совет, где должны были обсуждаться крупные государственные мероприятия. Должно было существовать разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную [2].
Исполнение проекта Сперанского было намечено на 1810 г., и именно в этот период Непременный совет, упраздненный в 1810 г. (на самом деле потерявший влияние на императора ещё в 1806 г.), был преобразован в Государственный совет. По мнению самого Сперанского, учреждение Государственного совета должно было объединить действия императора с органами, представляющими все ветви власти.
Членов Государственного совета назначал лично сам император. Несмотря на то, что в Государственный совет мог попасть абсолютно каждый человек, независимо от пола, возраста и образования, его членами в основном становились люди дворянского происхождения. Председатель назначался императором, однако, после 1812 г. Председатель Кабинета министров становился одновременно Председателем Государственного совета. Немаловажно отметить, что Государственный совет никаким образом не ограничивал власть императора, поскольку Александр I оставлял за собой право не согласиться с его мнением. Безусловно, монарху этот факт был очень выгоден.
Полноценно реформе Сперанского не суждено было сбыться. В 1812 г. он был сослан, противником реформы выступил Государственный совет. Однако не только поэтому. Как только в 1809 г. проект был обнародован, он подвергся жестокой критике и вызвал волнения дворянского сословия. Объяснялось это тем, что политическая программа Сперанского предполагала создание нового законодательства и уравнение всех сословий перед законом, а за этим должна была последовать отмена крепостного права, чего и опасалось дворянство [4].
Таким образом, со стороны Александра I был сделан существенный шаг в сторону коренных преобразований страны. Однако, ознакомившись с финальным вариантом плана генеральной политической реформы, император отказался его принимать. Проект М. М. Сперанского, основанный на самых передовых европейских идеях того времени, не удовлетворял Александра I по нескольким причинам:
- ни один монарх добровольно не стал бы ограничивать свою абсолютную власть Конституцией;
- такие резкие коренные преобразования вызывали бурю негодования среди дворянского сословия.
В результате, была принята выгодная для императора часть проекта – создание Государственного совета. Однако «Введение к уложению государственных законов» Сперанского стало определенным прорывом в сторону буржуазного общества. В дальнейшем попытки преобразований, которые были подобны плану генеральной политической реформы Михаила Михайловича, продолжались.
Научный руководитель И. Л. Дамешек
Литература
- Гражданский кодекс Наполеона 1804 года. URL: http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/civil.htm (дата обращения: 14.10.2022).
- Сахаров А. Н. Александр I / А. Н. Сахаров : электронная библиотека. Москва, 1999. URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01001801279 (дата обращения: 22.03.2022). Режим доступа: для зарегистрир. читателей. Текст : электронный.
- Сперанский М. М. Введение к уложению государственных законов / М. М. Сперанский. URL : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/speran.htm (дата обращения: 12.10.2022). Текст : электронный.
- Уманец Ф. М. Александр и Сперанский : электронная библиотека. URL : http://elib.shpl.ru/nodes/3910#mode/inspect/page/26/zoom/4 (дата обращения 21. 04. 2022). Текст : электронный.
